ПУТЬ К ГАРМОНИИ
Постепенно знания фэн-шуй обратились и к живому населению: когда земель для строительства стало меньше, пришлось учиться жить в гармонии с природой. До сих пор китайцы стараются сохранить, если есть такая возможность, естественный ландшафт. Ни один рабочий не согласится даже за хорошие деньги строить тоннель, если гора напоминает дракона, а в Китае что ни гора — то дракон, тигр, черепаха! Иностранным компаниям приходится доказывать, что лапа или хвост дракона не пострадают в результате строительства, иногда дело доходило даже до судебных процессов! Любое нарушение земной поверхности рассматривается китайцами как посягательство на священное тело земли. И этому есть объяснение. По одному из древних китайских мифов, наша планета и все живое на ней произошло из тела бога, который сначала был заключен в яйцо, потом появился на свет и прожил восемнадцать тысяч лет. После смерти его голова раскололась, и образовались Луна и Земля, кровь этого бога стала реками и морями, волосы — растениями, руки и ноги — горами, голос — громом, пот — дождем, дыхание — ветром, а блохи на теле бога превратились в предков людей. Так что все, что существует, — части священного тела бога. Поэтому, прежде чем проложить дорогу или вырыть колодец, нужно согласовать свои действия с учением фэн-шуй: не нарушит ли наша деятельность гармонии в мире. А гармония в мире поддерживается равновесием инь и ян — женского и мужского начал (рис. 9). По фэн-шуй, только равные доли инь и ян создают благополучную обстановку для жизни человека. Что же это за два начала? Это соединение в мире противоположных качеств.
Рис. 9. Знак Инь-Ян
Инь темное пассивное старое низкое черное холодное внутреннее женское мать зима ночь долина тьма земля север смерть |
Ян светлое активное молодое высокое белое горячее внешнее мужское отец лето день гора свет небо юг жизнь |
Что означает гармония инь и ян в переводе на русский? Очень просто: это прежде всего гармония мужского и женского начал, а также гармония земного, материального и духовного, возвышенного. Издавна у наших предков существовало представление о том, что есть мир дольний и мир горний. Мир дольний — видимый, проявленный мир, где мы живем нашей обыденной жизнью, обеспечиваем пищей наше тело, решаем какие-то житейские задачи и бытовые проблемы. А мир горний — мир, где живет наша душа, где она любит, чувствует, страдает, переполняется счастьем, восторгом, радуется или плачет. Наши предки считали, что истинный, праведный путь — это путь, который лежит посередине между дольним и горним миром. Только вдумайтесь: в такой вот образной форме наши предки-славяне вывели, в сущности, тот закон, что и древние китайцы, — закон о необходимости гармонии между инь и ян, или, говоря по-русски, между дольним и горним миром. Это значит, что в жизни человека всего должно быть в меру. Обычный человек не должен посвящать все свои силы миру горнему, ведь тогда все его помыслы устремятся исключительно к божественному, духовному, и придется все время бороться со своей земной плотью, да и близкие и родные такого человека будут страдать: ведь он перестанет заботиться о них, нести за них ответственность. Если же человек полностью посвятит себя только одному миру дольнему и забудет о мире горнем, то он постепенно деградирует духовно, забудет о своей бессмертной душе и сведет всю свою жизнь лишь к заботам о смертном теле, начнет жить исключительно инстинктами, как животное. А такая жизнь неминуемо ведет к смерти не только тела, но и души. Поэтому и в жизни человека, и во всем, что его окружает, — в том числе в его доме — должно гармонично сочетаться то, что заставляет нас обращаться равно к миру дольнему и к миру горнему.
Как все это применить, например, к участку, на котором вы собираетесь построить дом? Если участок состоит из сплошной ровной поверхности, на которой, кроме сплошных грядок, и нет больше ничего, — то человек, образно говоря, зароется в землю: ничего не будет видеть, кроме этих грядок, ничем другим не будет заниматься, кроме копания в огороде. Его душе будет не за что зацепиться, неоткуда получить необходимые для себя впечатления и духовные радости. Душа не сможет воспарить, прикоснуться к миру горнему.
А если, к примеру, вокруг дома нет ни клочка плодородной земли, а есть лишь голые скалы, то душа, глядя на эти скалы, уйдет в мечты, в философские раздумья, и человек совсем позабудет о простой, земной человеческой жизни, где надо и пропитание себе добывать, и семью обеспечивать.
В природе все должно быть уравновешено. Если человек живет среди отвесных скал, то считается, что в его мире слишком много ян, если его дом на равнине без единого холмика, — то слишком много инь. Слишком много инь — плохо для человека, потому что это дорога к смерти. Слишком много ян — тоже нехорошо, жизнь тогда состоит из постоянной борьбы. И дома свои китайцы старались возводить в таких местах, где инь и ян создавали необходимое единство. Если такого единства не было в природе, нужно было создать его самим, то есть облагородить землю. И на плоской равнине строили пагоды, напоминающие формой горы, или ставили там скульптуры, или просто привозили крупные валуны. Главное — избавиться от однообразия, создающего плохой фэн-шуй. Но землю нельзя облагородить отдельно стоящим предметом, потому что он не создает комплекса — одинокий дракон не существует без тигра, потому что дракон принадлежит ян, а тигр (точнее, тигрица) — инь. Они должны жить вместе, образуя семью и порождая много ци.
Если участок для строительства был очень холмистым, его тоже старались исправить, чтобы убрать лишний ян. Ведь жить на участке ян, — значит подвергаться неистовым страстям, бороться за жизнь, враждовать с завистниками, истощать свои силы.