ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Китай — огромнейшая страна с очень разнообразными климатическими условиями. На севере жители постоянно страдали от суровых ветров, на юге — от страшных наводнений, а там, где основная почва сложена из лесса (это такая тонкозернистая известковая горная порода желтого цвета), — от постоянных и удушающих пыльных бурь. В отличие от России, где люди в основном живут на равнине, Китай невозможно представить без гор. Посмотрите на любые китайские пейзажи, которые продаются в художественных салонах, — это горные пейзажи. Горы в Китае защищают людей и от ветра, и от разбушевавшихся рек, и от надоедливого песка.
К тому же, и это известно каждому школьнику, если есть горы, то строение земной коры в такой местности очень неоднородное. Таким образом, люди вынуждены были учиться понимать неразличимые на первый взгляд признаки, где можно безбоязненно поставить дом, а где этого лучше не делать. Вода, реки несут жизнь, они дают людям возможность выращивать растения. Но в то же время реки Китая опасны. Они иногда затапливали большие территории, смывали в яростном порыве жилища, в их бурных потоках гибли люди. Поэтому к воде китайцы привыкли относиться с уважением. Вот из двух этих составляющих — особенностей жизни в гористой местности и умения управлять стихией воды — и сложилось учение фэн-шуй.
Жизнь китайца была опасна и сурова. И дом свой он должен был располагать так, чтобы зимой не дрожать от ледяного ветра, а весной не погибнуть в стихии водного потока. В Лояне, например, где почвы сложены из лесса, а местность достаточно ровная, строили целую сеть туннельных домов, чтобы спастись от пыльных бурь. На юге старались жить на склонах, потому что иначе дома оказались бы разрушенными или затопленными разбушевавшимися реками. В каждой местности свои сложности. Природа Китая очень красива, но выжить в этой красоте трудно, если не научиться искать согласия с окружающим миром. И китайцы интуитивно нашли оптимальное расположение для любого строения. Для этого они должны были возводить дома так, чтобы те стояли как бы на полпути к вершине: достаточно низко, чтобы защититься от ветра, и достаточно высоко, чтобы спастись от воды. Фасад дома они обращали к югу: ведь именно оттуда приходило живительное тепло, на южных склонах хорошо развивались деревья и растения, там был обеспечен хороший урожай, и человек чувствовал защиту. В переводе с китайского «фэн-шуй» и означает «ветер и вода». А что еще нужно человеку для благополучия, процветания и долгой счастливой жизни? Была бы вода, чтобы напоить посевы и собрать урожай фруктов, была бы гора, чтобы спасла от зимнего холода... Люди видели, что одни дома дают своим хозяевам защиту, а другие приводят к быстрой гибели. Почему? Они замечали, как выглядит плохой дом и как хороший, обращали внимание на мельчайшие детали: куда выходят дверь и окна, как расположены стены, какие углы они образуют, есть ли деревья у дома, достаточно ли там воды, какая эта вода, стоячая или проточная, — все имело для них значение. Если они видели, что их дом не приносит достатка, то старались так изменить его вид, чтобы он стал единым с природой, не нарушал бы гармонии мира, походил бы на тот образ идеального дома, который служит своим хозяевам верой и правдой. Пока местность была заселена не очень плотно, можно было выбрать такое местоположение дома, какое давало бы человеку преимущества. Но население росло. Сейчас Китай — самая густонаселенная страна в мире. Много жителей было в нем даже в древности. И постепенно стало необходимым не просто уметь выбрать хорошее место для застройки, но облагородить такое, которое не было идеальным. Так и появилась особая наука о создании идеального жилища в экстремальных условиях. Иначе — фэн-шуй.
Так что фэн-шуй не отвлеченное изобретение праздного ума, не религиозная доктрина. Это простые знания простых людей, основанные на опыте тысячелетий. Собранные воедино, эти знания превратились в нечто среднее между наукой и искусством. Наукой — потому что основаны они на систематических наблюдениях за природными явлениями. Искусством — потому что не всякий китаец может овладеть фэн-шуй. Глупо было бы думать, что специалистом в этой области знания может стать каждый. Сами посудите: один человек способен прекрасно рисовать, а другой, сколько бы ни старался, не может провести даже ровной линии. Так же и с фэн-шуй: кто-то ловит приемы этого искусства на лету, он видит дефекты и достоинства местности, ему не нужно специальных приборов, чтобы понять, какие неполадки существуют в доме; а другой человек старается, но ничего не видит, пока ему не объяснят. Дело в том, что приемами фэн-шуй при достаточной практике овладеть несложно, а вот глаза открываются не у всех. Умение правильно видеть и оценивать ситуацию дается на интуитивном уровне. Одни люди к этому способны, другие — нет. Вот почему многие знают технику фэн-шуй, но не многие умеют на самом деле изменить условия жизни, сделать их безопаснее, комфортнее, обратить недостатки дома в его достоинства.
Китай — страна с богатой и очень развитой мифологией. Откройте любую китайскую книгу, и вы увидите, что мифологические сюжеты так тесно сплетаются с реальной жизнью, как нигде в мире. Четыре мифологические фигуры задействованы в фэн-шуй: тигр, дракон, феникс и черепаха (рис. 1).
У каждого из них свои свойства. Дракон обладает чудовищной силой, кровожаден, необуздан. В этом образе нашли отражение разрушительные силы земли: двинулся дракон — началось землетрясение, дохнул жаром из своей пасти — испепелил поселение. Горный Китай как нельзя лучше подходил для места жительства этих сказочных существ: многие горы напоминали очертаниями драконов, люди знали, какие части «драконьего тела» подходят для строительства домов, а какие приносят несчастья. Образ дракона — самый яркий и распространенный в изобразительном искусстве и литературе Китая. Даже засуху китайцы называли спящим драконом, а наводнение — разгневанным драконом. Существовал ритуал кормления речного дракона: чтобы выходящие из берегов реки пощадили поселение, в дар дракону приносили девушек-красавиц. А до конца XVI века крестьяне рассказывали о своих вполне реальных встречах с этим вымышленным существом. Так что не удивительно, что центральная фигура в фэн-шуй — дракон. Боязнь землетрясений отразилась в совете не строить дома на хвосте дракона: дракон может шевельнуть хвостом и погубить человека. Так же небезопасна и голова дракона: жить рядом с его мозгом очень неплохо, но здесь же находится пасть, одно неосторожное движение — и ты погибнешь в этой пасти. А уж о жизни в пасти чудовища нечего было и думать — сожрет и не заметит. Дракон фэн-шуй — зеленый, ведь именно зеленью лесов были покрыты горы-драконы.
Другой зверь из этого пантеона — белый тигр. Тигр свиреп и силен, и многие холмы очертаниями тоже были очень похожи на тигров. Для того чтобы жизнь задалась, этот тигр должен быть меньше дракона, иначе дракону не победить его свирепого норова.
А еще была там черная черепаха. Черепаха, по китайскому поверью, открыла этому народу магическое значение цифр, так называемый квадрат с числами от 1 до 9 (рис. 2). При сложении в определенном порядке эти цифры давали число 15. На основе этого квадрата были созданы специальные гадания. Легенда гласит, что однажды мудрец У занимался оросительными работами на Хуанхэ. Как-то вечером, когда он отдыхал у реки, из вод выползла гигантская черная черепаха. Когда мудрец присмотрелся, он заметил, что панцирь черепахи разделен на квадратики. Так вот и появился магический квадрат. Его долго изучали мудрецы всего Китая и в процессе обсуждения черепашьего дара создали астрологию и нумерологию, а также именно тогда появилась и самая магическая книга древнего Китая — И Цзин, или Книга перемен.
А птица феникс — символ доброй удачи. Она, по фэн-шуй, должна была располагаться против всех мифических фигур — тигра, черепахи и дракона. И такая фигура, когда все четыре персонажа были на месте, называлась креслом (рис. 3). Хороший дом располагался точно на середине пути к вершине горы-черепахи, чтобы по правую руку сидел белый тигр, по левую — более высокий зеленый дракон, а напротив входа, так, чтобы не заслонять прекрасного вида, лежал отдыхающий красный феникс.
Как видите, место для идеального дома выбиралось действительно наиболее защищенное: от ветров его надежно скрывали склоны дракона, черепахи и тигра, а солнце свободно проникало в дом, потому что его не заслонял невысокий холм феникса.
Но хорошо там, в Китае, выбирать защищенное место для дома среди холмов и гор. Там холмов и гор — предостаточно. А что же делать нам, живущим на равнинной местности? Выход только один: не надо воспринимать китайские символы буквально. Ведь тигр, дракон, черепаха, феникс не столько какие-то конкретные объекты, сколько символы, характеризующие качество энергетики, присущей данной местности. И трактуются эти символы очень часто совсем по-разному. Да, традиционно принято считать, что больше всего им соответствуют именно холмы, горы и пригорки. Но есть мастера фэн-шуй, которые допускают и совсем другую интерпретацию этих символов. Например, зеленый дракон может быть покрытой зеленым лесом горой. Но дракон может быть и синим — и тогда это уже речка или ручей. А смысл этих символов один: дракон — очень сильное существо, оно концентрирует в себе очень много энергии, и часть этой энергии непременно должна перепасть дому, стоящему неподалеку.
Белый тигр может быть не только холмом, похожим на тигра, но и дорогой. А птица феникс может символизировать и широкий просторный двор, и вообще любое открытое пространство перед дверью дома — пространство, не заслоняющее от дома свет солнца.
Может быть, вы думаете, что вся эта китайская мифология от нас очень далека и не стоит соотносить с ней нашу российскую жизнь? На самом деле совсем не так. Это сейчас, в наше время, восточная и западная культуры очень далеко разошлись и у них не осталось, кажется, ничего общего. А в древности все было совсем по-другому. Оказывается, мифы и верования разных народов бывают удивительно схожими. Представьте себе: у древних славян, так же как и у древних египтян, тоже был бог солнца Ра, и наша великая река Волга в честь него когда-то носила имя «Pa-река». Славянский бог Белее имел и другое имя — «Рамна», и не трудно догадаться, что это именно он в Индии превратился в Раму. Самого всевышнего славяне часто называли Вышень. Правда, очень напоминает индийского Вишну? Еще одного из верховных богов, сына Вышня, звали Крышень. Да ведь это не кто иной, как Кришна! Культуры древних народов были очень близки друг другу — одни и те же боги, только с разными, и очень часто — созвучными именами, схожие мифологические сюжеты, схожие традиции. Поэтому и символика фэн-шуй близка далеко не только китайцам. Славянские народы тоже знали о силах природы, которые зашифрованы в китайских символах, знали о том, что эти силы природы могут и помогать, и мешать человеку, в зависимости от того, насколько грамотно человек с ними взаимодействует. Знали они и о том, как эти силы влияют на жилище человека.
Как же перевести китайские символы на русский язык? Для этого нужно лишь знание славянской мифологии и немножко воображения. Вот знаменитый китайский феникс. Если задуматься, то это ведь не что иное, как наш родной Финист — мифологическая птица, известная по сказкам: кто же не помнит с детства Финиста — Ясного Сокола! В произведениях русской литературы постоянно упоминаются четыре волшебные птицы — Гамаюн, Алконост, Сирин и Финист. Причем Финист считался райской птицей, он обитал в прекрасных солнечных землях, там. где никогда не бывает зимы. Заметьте, в китайском искусстве фэн-шуй феникс символизирует открытое пространство перед домом — тот самый жаркий юг, где не бывает зимы!
А что же может означать в русской интерпретации дракон? Нетрудно догадаться, что это и Змей Горыныч, и Черный Змей — да каких только еще чудищ не знала русская мифология!
Интересно то, что в древнерусских мифах и славянских сказаниях Змей часто оборачивался Финистом — Ясным Соколом. По одной из легенд, Змей однажды обернулся Финистом, чтобы попасть в райский сад и съесть там золотое яблочко. Ведь съев это яблочко, он мог бы стать владыкой мира! А в райском саду пела свои песни прекрасная Леля. Змей услышал ее песни и влюбился так, что забыл про золотое яблочко. И Леля полюбила Финиста, не зная, что это Змей. Но ему пришлось все же вернуться в свое темное царство, из которого он и пришел. Оказывается, он был околдован змеиными чарами, потому и вынужден был быть Змеем. А Леля отправилась в темное царство — разыскивать своего возлюбленного. Все ноги в кровь истоптала, пока добралась. Но сумела-таки найти Финиста и освободить его от змеиных чар при помощи своей любви. Любовь преобразила бывшего Змея, остался он навсегда Финистом, и вскоре они с Лелей сыграли свадьбу.
Что все это может означать? А то, что нет на самом деле таких уж непримиримых противоречий между силами природы, символизируемыми драконом-Змеем и фениксом-Финистом. Может быть, это две ипостаси одного и того же существа, две стороны одной и той же медали. Это значит, что дракон-змея может и обезопасить, и усмирить, и даже победить безо всякого оружия — любовью. Но все же с ним нужно считаться и вести себя поаккуратнее.
Дракон, Змей — огромная сила, которая способна помочь человеку, но вместе с тем это и опасность. Жизнь так непросто и неоднозначно устроена, что в ней бывает не одно только добро — никуда нам не деться и от Змея, и от дракона, и от тех сил природы, которые они символизируют. Дракона желательно если и не подчинить себе, то по крайней мере обезопасить, усмирить. Поэтому очень важно, чтобы дракон — гора, ручей, река или какой-то другой схожий по энергетике объект — располагался именно слева от дома. Это наилучшее положение дракона для того, чтобы пользоваться по мере возможностей его силой и держать его при этом под контролем. Ни в коем случае дракон не должен быть позади дома. Дракон сзади — это все равно, что враг за спиною. Постоянная опасность за спиной — что может быть страшнее? Не заметишь, как подвергнешься нападению, не успеешь ни подготовиться, ни защититься. Именно поэтому позади дома, с северной стороны, должна быть черепаха — небольшой холм, который может защитить дом и от северных ветров, и от нежданного нападения сзади. На Руси очень почитались такие горушки, их называли красными горками. И считались они, как и в Китае, лучшим местом для строительства жилища.
Немного сложнее с белым тигром. Но и здесь можно разобраться. Если помните, одно из возможных значений этого символа — дорога. Белый тигр — значит, белая дорога. Вспомните, сколько на Руси сказок, где упоминаются молочные реки. Белая молочная река — очень важный символ. Ведь, согласно славянским мифам, и сама мать-сыра земля была создана из молока — из того молока, которое разлито по Млечному Пути. По легенде, из этого молока было сбито масло, и оно-то послужило «сырьем» для создания Земли. Вот и получается, что белая дорога, бедый путь — это символ Млечного Пути, породившего и саму Землю. А еще это символ истинного пути, праведного пути, по которому должны идти все жители Земли, чтобы не сбиваться с дороги.
Белый тигр необходим рядом с домом, будь это дорога, холм или другая особенность местности, для того чтобы жители дома не сбивались с истинного пути, чтобы дорога жизни всегда легко расстилалась перед ними, чтобы не было на ней кочек и ухабов, чтобы перспективы продвижения по этой дороге всегда были самыми благоприятными.
Но все же и с дорогой надо обращаться аккуратно. Чтобы она не уводила жильцов надолго или навсегда из родного дома, от нее принято отгораживаться забором. В России это давняя традиция. Дорога есть рядом — это хорошо, значит, есть будущее, есть перспективы. Но нельзя, чтобы дорога была все время на виду, чтобы она постоянно звала и манила в путь.
Мы сегодня плохо знаем мифы, легенды, верования и традиции наших далеких предков-славян. Как-то так получилось, что, к примеру, древнегреческую мифологию или восточную философию мы знаем сегодня гораздо лучше, чем родные славянские предания. А ведь они ничуть не беднее, а порой и богаче, глубже, привлекательнее. Но так сложилось, что долгие годы эти знания были мало кому доступны. И вот опять знание приходит к нам сначала с Востока, из Китая, а уже потом мы понимаем, что и наши далекие предки разбирались и в жизни, и в природе, и в искусстве жить в гармонии ничуть не хуже китайцев. Отзвуки этих знаний доходят до нас в виде сказок, преданий, легенд.
Рис. 1. Четыре мифических животных — тигр, дракон, феникс, черепаха | |
Рис. 2. Магический квадрат | |
Рис. 3. Кресло |